Сто лет исполняется самому, пожалуй, романтическому и самому любвеобильному по своему темпераменту танцу - "белокрылому танго". Звуки его сводили с ума наших бабушек, став своеобразным символом уходящего XX века.
Судьба танго и в Европе, и в России в одинаковой мере оказалась
не простой, полной драматических событий. А все из-за того, что
этот необычный танец изначально напоминал откровенную любовную
картинку обхаживающих друг друга птиц.
Еще в конце ХIX века, когда аргентинское танго только-только
заявило о себе, ревнители нравов увидели в нем слишком натуралистические
любовные ухаживания, другие - откровенный эротический призыв.
Но были и такие, кто усматривал в хореографии и музыкальной динамике
танго отражение естественных страстей человека. И такие ценители
аргентинского танца оказались в большинстве.
Подлинная европейская биография танго начинается в начале XX
века, когда один из аргентинских композиторов впервые показал
эту хореографическую композицию в Париже. И город этот, видимо,
выбран был отнюдь не случайно. Ведь в области бальных танцев
Франция исстари слыла законодательницей европейской моды.
Впрочем, Париж был не только родиной многих танцев, но и несокрушимых
во времени любовно-романтических традиций. Именно парижане уже
в первом десятилетии XX века дополнили хореографию танго влекущей
игрой тела под ритмы музыки, вскружившие головы и молодым, и
старым.
Уже тогда танец покорил россиян.
Впрочем, повторимся, он сразу же обрел во многих странах негласный
статус "явления непристойного", "чрезвычайно сексуального, влекущего
до неприличия..." Против танго ополчились пуритане всего света.
Тогда-то и появились в разных странах первые запреты. Например,
высшее духовенство католических стран не раз обращалось к своей
пастве с воззваниями против "дьявольского" танца, а император
Вильгельм специальным указом вовсе запретил своим офицерам танцевать
танго.
В 1914 году достоянием общества стало первое сообщение о том,
что министр народного просвещения Л. А. Кассо разослал попечителям
учебных округов грозный циркуляр, запрещающий в учебных заведениях
России само упоминание о танго. Этот уникальный документ нам
удалось разыскать в Государственной исторической библиотеке.
Вот основные его положения: "Ввиду явно непристойного характера
нового, входящего в большое распространение танца под названием
"танго" и впоследствии полученных Министерством народного просвещения
сведений об отдельных попытках обучения ему учащихся, покорнейше
прошу Ваше Превосходительство принять строжайшие меры к тому,
чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях вверенного
Вам учебного округа, а равно, чтобы ученики как мужских, так
и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается
бесстыдство "танго"...
Но новый XX век стремительно порождал все новые стили, линии,
мораль, поведенческие нормы и интересы. И если хорошенько вспомнить
былое, то судьбу танго в свое время разделяли и вальс, и полька,
и мазурка... Они также поначалу считались непристойными. "Собственно
говоря, тот танец танго, который танцуют в Аргентине, - отмечала
еще в 1913 году известная русская балерина Тамара Красавина,
- ничего общего не имеет с танго, которое исполняется в Париже.
Я видела оба эти исполнения... В то время, как в Аргентине танго
в своих рискованных положениях еще ярче подчеркивается самими
исполнителями, танго и в Париже, и в России облагорожено и вполне
допустимо к исполнению в обществе...".
Однако пока российская элита горячо спорила о том, быть или
не быть в нашей стране запретному танцу, витрины магазинов крупных
российских городов сплошь увешивались оранжевым сатином - цветом
танго! В Санкт-Петербурге идет оперетта "Принцесса танго". Повсюду
предлагались духи, "танцевальные" шелковые перчатки, шейные платки
и скрипучая обувь - непременные атрибуты для танго первых десятилетий
XX века.
Не позабыт этот танец и сегодня. Многие поколения россиян ставят
на проигрыватели старые пластинки, вспоминая свою молодость,
когда танго помогало жить и любить.
Георгий МАРОХОВСКИЙ